База знаний Бизнес-сообщества «Атланты»
*— обязательные для заполнения поля
//tesaurus
Александр Квак

Александр Квак – генеральный директор и учредитель ГК «Русские традиции». Ее оборот составляет 2,5 млрд. рублей. Компания является одним из лидеров алкогольного рынка РФ. На сегодняшний день в ассортиментном портфеле компании более 100 продуктов собственных торговых марок. Основу предлагаемого ассортимента составляет коньячная группа.

Александр закончил Сумской государственный университет, Академию Народного Хозяйства при правительстве РФ и Московскую школу управления СКОЛКОВО (программа Executive MBA). Он является генеральным директором и руководителем предпринимательского сообщества СКОЛКОВО. Инвестирует в компании и стартапы в сфере производства детской одежды, импорта и переработки продукции с/х, экспорта лесоматериалов.

В рубрике «Атланты: по правилам и без» Александр Квак рассказал о трех инстинктах предпринимателя, законах диалектики, о том, с каких слов начинаются все великие дела.

Бизнес – это не только идея, но еще и воля

Бизнесом я начал заниматься в 2003 году. В течение года мы с командой продуктивно работали и на выходе получили полмиллиона убытков. Перед нами встал вопрос: либо признать, что мы попробовали, но ничего не получилось, либо попробовать еще раз. Мы сжались и в итоге прорвали ситуацию. Мы раскачали рынок и вытащили бизнес. Через три года мы вошли в десятку крупнейших компаний России в своем сегменте.

И вот в тот момент, когда мы решили не сворачиваться и рискнуть еще раз, я понял, что бизнес – это не только идея, но еще и воля. Существует огромное количество хороших идей, но не всегда есть воля для их воплощения в жизнь. А бывает есть воля, но кто бы подкинул идею? Когда в наличии имеется и то, и другое, то здесь уже получается бизнес и какой-то результат.

Делать и не сдаваться

Мне очень нравятся промышленники США конца XIX века. Идеи, которые эти люди несли в мир, представляют сплав философии и труда. Особенно я выделяю для себя Генри Форда. Он сказал великолепные слова, вчитываясь в которые, ты понимаешь, что они актуальны даже столетие спустя.

Эти слова звучат так: «Whether you think you can or think you can’t – you are right.» «Неважно думаешь ты, что можешь или думаешь, что не можешь, ты прав».

Какое бы решение ты не принял, оно все равно будет верным. Решишь, что у тебя не получится, значит не получится. И ты будешь прав. Подумаешь, что у тебя получится, значит получится. И ты опять будешь прав. Для меня это одна из ключевых фраз о том, что нужно пытаться и делать. Если ты убежден и веришь в свою идею – делай ее. Ты будешь прав.

Три инстинкта предпринимателя

Первый – способность рисковать. Есть такое понятие, как чувствительность к риску. У предпринимателей, на мой взгляд, этот порог чувствительности понижен. Иначе нельзя. Ведь на любую идею у тебя всегда будет сто вариантов «за» и двести «против».

Второй – выстраивание сети доверия. Доверие очень важная вещь для предпринимателя. Да, оно не всегда оправдывается, но его отсутствие просто не даст тебе шансов построить бизнес. Нужно уметь находить партнеров, доверять им и самому заслуживать доверие.

Третий – экспансия.

У меня бы никогда бы не получилось построить бизнес, если бы я не хотел сделать что-то большее, не был бы способен рисковать во имя этого и не умел бы выстраивать сеть доверия.

Я навсегда уйду из бизнес

Если пойму, что не могу меняться. В бизнесе нельзя быть закостенелым. Как только ты понимаешь, что не можешь меняться вместе с ситуацией, которая есть на рынке, значит нужно уходить. Конечно, желательно менять ситуацию самому. Но это удается лишь единицам из миллиона. Таким, как Стив Джобс или Билл Гейтс. Они делали даже больше – чувствовали ситуацию и менялись вместе с ней.

Если бы время можно было повернуть вспять

То я поступил бы так же. Каждый раз, когда проходит какая-то ситуация, у тебя появляется набор данных, которых ты не имел раньше. Ты начинаешь думать: «А вот если бы я знал ранее, то поступил бы по-другому!» Но ведь вся суть как раз в том, что в момент принятия решения ты этих данных не имел и делал выбор, исходя из конкретного набора информации.

Невозможное возможно

Если мы говорим о предпринимателях, то за любыми их идеями стоит пусть безумный, но бизнес-план. Это никогда не мечты о полете на Луну на воздушном шаре. Это всегда идея, основанная на чем-то. Если она прошла тест на «верю-не верю», значит она возможна. Так что если все вокруг говорят нельзя, а тебе хочется и у тебя есть план, то значит можно. Это помогает не попадать в ситуации, когда твою идею реализовал кто-то другой. Ты об этом думал, хотел, но не решился. А кто-то подумал и решился! Он поверил в эту идею больше, чем ты.

Дело нужно доводить до конца

Я стараюсь никогда не начинать какой-то бизнес или проект, если понимаю, что не готов довести его до конца. Этот важный урок я усвоил еще 20 лет назад, когда учился в аспирантуре и писал диссертацию. На дворе середина 90-х. Наука никому не нужна. Я решил не заканчивать научную работу и просто уйти. Мой профессор, которого я до сих пор очень уважаю, сказал мне тогда: «Саша, надо закончить. Осталось три месяца. Поставь точку, а потом уходи, если хочешь». Я серьезно задумался над его словами, но заканчивать аспирантуру все равно не стал. Ушел. Но слова о том, что начатое дело нужно доводить до конца, остались со мной на всю жизнь.

Предприниматель должен быть цельным

У Теодора Драйзера есть «Трилогия желаний», в которую входят три романа «Финансист», «Титан», «Стоик». Это книга о реальном бизнесе середины и конца XIX века, когда в США развивался капитализм. Для меня это настоящий гимн предпринимательству. Здесь идеально прописано все: от психологических портретов до выходов из различных ситуаций. Эта книга рассматривает бизнес с разных позиций и показывает его таким, какой он есть. А главная мысль, которая проходит через всю трилогию, звучит так – предприниматель должен быть цельным. Я прочитал «Трилогию желаний» в 19 лет и думаю, что во многом благодаря ей я выбрал карьеру предпринимателя. Я до сих пор считаю ее образцом для отношения к бизнесу.

Другая книга – это Верн Харниш «Развитие бизнеса. Инструменты прибыльного роста». Для меня это решатель сложных проблем. Она учит разбивать проблемы на маленькие шаги и выходить на результат. Это хорошая практика на каждый день.

Это кино я бы посоветовал посмотреть предпринимателю

Во-первых, «Волк с Уолл-Стрит». Это пример напора и энергии. Драйв, который там показан, знаком каждому предпринимателю.

Во-вторых, «В погоне за счастьем», основанный на истории Кристофера Гарднера. Этот фильм про то, как идти и не сдаваться. Неважно сколько раз ты упал. Важно, чтобы ты поднялся на один раз больше. Это очень мотивирующее и интересное кино.

И третий фильм – это «Человек, который изменил все». Как сделать команду лидера? На что обращать внимание? Ответ прост: чтобы сделать команду лидера, тебе сначала нужно сделать команду. Собрать людей, которые идут за тобой, верят в тебя и в твою идею. Тогда получается бизнес.

На энтузиазме и воле

Мне интересен опыт бизнесменов и предпринимателей, которые построили бизнес самостоятельно. У нас в стране много таких людей. Например, Олег Тиньков. Это история про человека, который входит в разные бизнесы и в каждом достигает успеха. Сделать это очень непросто. Он настолько талантлив и разносторонен, что может меняться.

Другой пример – Сергей Галицкий. Человек, который создал в стране розничную сеть № 1. Это яркий пример организаторского таланта и понимания тенденций, которые есть на рынке. Такие люди заслуживают огромного уважения.

Если говорить о мировых практиках, то это, конечно, Амансио Ортега. Он создал крупнейшую сеть в мире индустрии fashion, применив к ней идеи бизнеса FMCG. Это сработало. Ортега взорвал рынок! Сейчас система, по которой работает Zara, считается классикой. Все смотрят и учатся, но Амансио Ортега был первым.

Ну и, конечно, Оскар Хартман. Его методология ведения бизнеса говорит о том, что не надо изобретать велосипед. Просто смотри вокруг, кто что делает, улавливай тенденции. Мы не отличаемся от остального мира. Если это работает в Японии, это будет работать и у нас.

Соединяя прошлое и будущее

Очень большое впечатление на меня произвело выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэндфордского университета. Я понимаю, что он готовил эту речь заранее и просчитывал каждый шаг, но какая же она получилась емкая и глубокая. В его словах заложены смыслы, которые должен знать и чувствовать каждый предприниматель.

Все великие дела начинаются не с красивых слов

«Я могу», «Я хочу», «Я достигну цели», «Я пойду дальше». Нет. Все великие дела начинаются с обычной фразы: «Хрен с ним! Давай попробуем!»

Ты можешь сколько угодно взвешивать за и против, просчитывать шаги и риски, говорить кучу разных слов. Потом ты просто говоришь эти волшебные слова и стартуешь.

Я верю в законы диалектики

Один из них – это переход количества в качество и наоборот. На мой взгляд, в нашей стране не хватает предпринимательского подхода к делу. Я говорю про свободу мысли, свободу в голове, доверие... И вот Российский Бизнес-Форум «Атланты» помогает создать этот самый круг доверия. Круг людей, которые делают то же, что и ты. И если нас будет больше и мы будем объединяться, то сможем стать тем двигателем, который вытащит страну. Мы вместе сможем воплощать идеи, которые каждый из нас не сделает поодиночке.