База знаний Бизнес-сообщества «Атланты»
*— обязательные для заполнения поля
//tesaurus
Рашид Велемеев

Рашид Велемеев совладелец группы туристических компаний «Синдбад» (продажа авиабилетов on-line) и компании ISIC Russia, подключившей страну к программе международных студенческих скидок.

Рашид закончил ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова в Санкт-Петербурге, Стокгольмскую школу экономики и Международный эриксоновский университет коучинга.

Рашид увлекается мореплаванием, гольфом и созданием образовательных проектов для студентов.

В рубрике «Атланты: по правилам и без» Рашид Велемеев рассказал о том, какие правила помогают ему быть счастливым и успешным человеком, почему нужно понимать поколение миллениалов, как правильно измерить успех.

Нами управляет то, на чем сконцентрировано наше внимание

Жизнь, собственно, как и бизнес, я привык наполнять смыслом. Пока я делаю свое дело, исходя из внутренней мотивации, например «сделать мир немного лучше», мое рабочее топливо – страсть. Я попадаю в поток, где нет страха, усталости, не хочется есть и пить. Я на пике своей компетенции, а уровень вызова чуть превосходит мои навыки и умения. И это, и только это – мой главный бонус предпринимателя.

В то же время, когда жизнь, государство, нормативные документы или управленцы госкорпораций, причислившие себя к лику святых уже при жизни, подкидывают в бизнес-среду задачи по жесткому выживанию, топливо «страсть» замерзает, и начинает работать топливо «страх». Это то, что я не понимал, когда 25 лет назад решил открыть свой бизнес.

«Страх» не такое уж плохое топливо, но он требует огромной самодисциплины и усилий. Фактически, уподобляясь барону Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхга́узену, я должен вытаскивать себя за волосы из болота сомнений, апатии и разочарования почти каждый день! И, напевая песенку группы «Воскресение», снова очарованным идти по дороге разочарований, идти вперед и выше.

Надо помнить, что нами управляет то, на чем сконцентрировано наше внимание. Я стараюсь концентрироваться на созидании, это уменьшает количество неопределенности в мире.

Мы не есть наш бизнес

В августе 1996 году, ровно 21 год назад, Ваня Маурах из Business Relations забросил в меня важную мысль – мы не есть наше тело, мы не есть наши мысли, мы не есть наши чувства. То же самое можно сказать о бизнесе. Мы не есть наш бизнес. Этому искусству разделения должен научиться каждый, кто встал на дорогу предпринимательства. Если провести аналогию со своим телом, то при том количестве прилетающих противоречащих правил ведения бизнеса, у нас должна была бы отвалиться печень.

Кстати, о печени

Когда я учился в Стокгольмской школе Экономики, к нам приходил читать лекцию один замечательный человек, который поставлял огромные двигатели для судов на судостроительные заводы. Чтобы получить контракт, он должен был на протяжении долгих лет поддерживать отношения с директорами заводов, поскольку один контракт можно было ждать 5-6 лет. Главным его инструментом была записная книжка, в которой он отмечал дни рождения всех директоров заводов, их детей и жен. Ну, и конечно, выпить и закусить с этими ребятами считалось обязательным. Так вот, он говорил: «В нашем деле главное родиться с маленькой печенью, чтобы к концу жизни она приобрела нормальные размеры». Ну это так, каламбур из жизни бизнесмена.

Реальная польза как мерило успеха

Чем больше я занимаюсь бизнесом, тем меньше у меня правильных ответов. Как говорил кто-то из великих: «Я не настолько молод, чтобы знать все на свете». Раньше я ходил этаким Гоголем, поучая направо и налево. Что-то вроде: «Хотите изменить свою жизнь, сплевывайте через передний зуб. Но каждый день ровно в семь утра, чтобы не происходило, ваша жизнь кардинально изменится». Сейчас я стараюсь быть тише.

Сегодня мерилом нравственности почему-то является успешный успех. Важно громко прокричать, найти последователей, опьяненных количеством денег новоиспеченных банкиров и прочих законодателей мод. Я считаю, что главным мерилом успеха является реальная, а не фальшиво-маркетинговая хайповая польза. Кроме того, успешен, на мой взгляд, тот, кто сумел сбалансировать главные ингредиенты достойного бытия человека.

Поколение миллениалов

Как пел Борис Борисович Гребенщиков «Пока мы водим хоровод у фонтана», мы совершенно не заметили, что подросло поколение миллениалов! Им наши старперские «правила жизни от» вообще по барабану. Они выросли в то время, когда социальные лифты уже возили наверх всяких карапузов, обличенных «папа-мама» связями. Они не готовы слушать такие истории успеха. Тот конформизм, которым мы заросли как мхом, им исключительно безразличен. Мы думаем, что знаем и понимаем их. Но это полная иллюзия. Завтра они станут потребителями наших товаров и услуг, потому понимать их совершенно необходимо.

Давайте, например, возьмем недавний батл между Оксимироном и Славой КПСС. 10 000 000 просмотров! Это очень необычно! Это круто! Это вызывающе! Мы теперь лучше понимаем молодежь! Хрена лысого! Мой старший сын, которому 20 лет, сказал: «Папа, это хайп. Это уже устарело. Это как событие на 10 из 10, а по содержанию на 6 из 10». Уже ребята почестнее и поретивее наступают на пятки тем, кто стал для нас новым откровением. И что я могу сказать для них?

Господа, мы не адекватны

Каждый день мы просыпаемся чуть глупее, чем вчера. Мы пыжимся догнать прогресс. Обертки и упаковки меняются со скоростью света. Бизнес модели дохнут как мухи. Доступ американских стартапов к неограниченным финансовым ресурсам позволяет заливать баблом любой хайп. Мы вынуждены плясать русские народные танцы на платформе, мимо которой несутся на огромной скорости современные поезда с надписью «Made in USA».

Господа, мы не адекватны. Вести бизнес в соответствии со здравым смыслом? Это шизофрения. На протяжении десятилетий мы наступаем на одни и те же грабли. Вы все еще хотите быть бизнесменом? Тогда мы идем к вам!

У меня есть и хорошие новости

Есть место, где меняются все правила игры. Это мир, в котором вы живете по своим правилам. Это выбор, который вы можете сделать, несмотря на всю мерзость вокруг – «Держать небо» и стать Атлантом без каких бы то ни было гарантий на успех. Я могу поделиться своими правилами, которые делают меня счастливым, а значит успешным человеком. Это базовые принципы и конкретные вещи, которые подарят вам, я надеюсь, возможность выстоять в мутном потоке шелухи и хайпа.

1. Делайте, что должно, и будьте готовы к тому, что будет и будет в соответствии с вашими истинными намерениями.

2. Будьте щедрыми и следите за тем, чтобы то, что вы отдаете, было больше, чем забираете.

3. Прочитайте Ветхий Завет и закройте для себя вопрос «справедливости» – ее нет!

4. Делая выбор, не трусьте. Настанет момент, когда вы можете о нем пожалеть. Ну и что?

5. Нет «правильно» и «не правильно». Есть эффективные и не эффективные для вас заблуждения.

6. Надевайте кислородную маску сначала на себя.

7. Помните главное правило гольфа. Играй мяч, как он лег, играй на поле, как оно есть. Если ни то, ни другое невозможно, то поступайте по справедливости. Чтобы поступать справедливо, необходимо знать правила гольфа. Замените правила гольфа на «мои правила».

8. Не смотрите и не слушайте. Не смотрите телевизор и не слушайте радио. Слушайте свою музыку.

9. Ложитесь в девять, вставайте в пять. Забудьте про пробки.

10.Постоянно читайте. Читайте много.

11. Будьте соединенными со своей семьей 24 часа в сутки.

12. Занимайтесь спортом два часа в день. Теперь они у вас есть.

13. Составьте список смежных с вашим бизнесом отраслей и изучайте их. Именно оттуда прилетают «черные лебеди».

14. Медитируйте.

15. Выберите для себя поддерживающую аффермацию. У меня она такая: «Ну ведь у Джобса как-то получилось!»

И главное! Любить – это глагол. Он отвечает на вопрос «Что делать?»!