База знаний Бизнес-сообщества «Атланты»
*— обязательные для заполнения поля
//tesaurus
Сергей Горбачёв

Сергей Горбачев – генеральный директор и партнер агентства стратегических событий «ПОДЪЕЖИКИ».

Сергей выпускник Международного Юридического Института при Министерстве Юстиции РФ и программы «Практикум для директоров» СКОЛКОВО.

Свой путь в event-индустрии Сергей начал в 2000 году и с тех пор остается верен любимому делу.

В 2015 году Агентство стратегический событий «Подъежики» было включено в рейтинг «ТОП 50 лучших event-агентств мира» по версии журнала Special Event (USA). На сегодняшний день оборот компании «Подъежики» составляет порядка 700 млн рублей.

В рубрике «Атланты: по правилам и без» Сергей Горбачев рассказывает о своем главном уроке в бизнесе, о том, почему один в поле не воин, как оставаться собой, не изменяя себе.

Просто деньги меня не вдохновляют

В моей жизни был период, лет 7 или 10 назад, когда я понял, что бизнес для меня – это, прежде всего, делать дело, которое я люблю. Конечно, бизнес без денег невозможен, но деньги – это лишь финансовый показатель и результат хорошо сделанного дела.

Вокруг меня много знакомых и друзей, для которых во главе угла стоят именно цифры. И это нормально. Они могут легко переключиться, видя более релевантную область. Одно время я тоже пытался так мыслить. Серьезно рассматривал для себя переход из event, но понял, что это не мое. Просто деньги меня не вдохновляют. Я расслабился, и все встало на свои места.

«Серега, пойми одну простую вещь…»

В моей жизни было сказано многое, но есть одни слова, которые особенно сильно отпечатались у меня в голове. Как-то мы с другом беседовали на тему разных «выборов», в этом разговоре он сказал: «Серега, пойми одну простую вещь: что для тебя в жизни важное, а что есть главное».

Я тогда стоял на пороге определенного выбора. Эти слова мне сильно помогли. Есть много важных вещей, но если спросить у меня, что из этого главное – ответ всегда очевиден. И так происходит в разных масштабах. Можно смотреть в масштабе одного дня, года, прошедшего десятилетия и даже будущего. Эта простая формула – что есть важное, а что есть главное – стала для меня определяющей и помогает ориентироваться в принятии решений.

Мне важно, что люди чувствуют рядом со мной

Я, как любой нормальный человек, хочу, чтобы меня любили мои друзья, уважали коллеги. Я хочу определенным образом проявляться перед моими близкими людьми. Например, мне важно быть целостным. Мне важно, чтобы то, что я думаю, чувствую, говорю и делаю – совпадало. Мне важно проявляться справедливым и последовательным. Принимать максимально объективные решения, не поддаваясь ежесекундным эмоциональным порывам. Мне важно вдохновлять людей, которые рядом со мной. Кажется, периодически у меня это неплохо получается. Если после разговора со мной человек чувствует новую положительную энергию – это круто.

Я хочу спокойно смотреть в зеркало по утрам

Мои принципы в жизни и в бизнесе не отличаются друг от друга. Есть очень эффективная установка – цель оправдывает средства. Это не про меня. Есть «что» – это результат, есть «как» – это путь, которым ты пришел к результату, и есть «зачем». Для меня «как» и «зачем» важнее, чем «что».

Я не приемлю достижения цели, если за этим стоит несчастье людей. Это может быть неуважительное отношение к сотрудникам, просто неэтичное поведение. Например, за последние полтора месяца у меня пытались схантить ключевых сотрудников. Эффективен ли хантинг? Да, эффективен, но для меня абсолютно неприемлем.

Или вот еще пример. Мне нравятся красивые тротуары в Москве, но мне не нравится, какой ценой они делаются. Цель хорошая, а средство ее достижения выбрано плохо. Так же и в бизнесе. Я стараюсь выбирать путь достижения цели, который не противоречит моим внутренним ценностям. Такой путь, при котором я уважаю себя, свою команду и своих клиентов.

Ключ через людей

В какой-то момент я понял, что в компании надо управлять не процессами, а людьми. Это далеко не новая мысль, но когда я понял ее буквально, многое для меня изменилось. Я понял, что мой основной центр тяжести – люди вокруг. А единственный способ управления организацией – мой контакт с этими людьми. Без них я не сделаю ничего. Все что я могу – помочь им быть успешными. Если они будут успешны, то и я буду успешен. Я понял, что одна из моих основных задач – уметь разговаривать с людьми, понимать, что ими движет, быть заинтересованным в том, чтобы они были на своем месте так же, как и я.

Это один из моих главных уроков в бизнесе. Урок, который никогда не заканчивается.

Никто кроме нас

Последние несколько месяцев я погрузился в тесное общение со своими конкурентами. У нас собралась небольшая могучая кучка. Мы встречаемся, ужинам, болтаем, делимся новостями и проблемами. И вот постепенно из формата «приятно провести время» мы переходим в «А что нам делать с отраслью?», «Как продвигать собственные стандарты?», «Как влиять на рынок?» и т. д.

Я бы рекомендовал такой формат общения всем конкурентам-партнерам. Это дорогого стоит. Это обогащает и развивает. При этом между нами нет никакой зависти. Быть воином, который стоит один против всех, конечно, можно, но в долгосрочной перспективе это изматывает. Надо объединяться. На сегодняшний момент жизни общение с конкурентами меня нереально драйвит.

Смотреть всем

Если мы говорим о полезном видео, то, на мой взгляд, существуют совершенно нетленные вещи. Например, Стив Джобс и презентация первого IPhone, которая изменила мир. Ее надо смотреть всем. Это совершенно концентрированная история, в которой есть все: продажи, презентация, маркетинг, инновации, иное мышление, лидерство. Смотри и пересматривай бесконечно.

Или, например, совершенно невероятный Илон Маск. Или ребята из компании Business Relations. Там есть несколько потрясающих, на мой взгляд, бизнес-тренеров. Таких как Владимир Герасичев и Арсен Рябуха. Они в своем деле мегапрофи. Их, конечно, лучше слушать вживую. Они реально помогают сделать шаг вперед.

Путь Рокки

Я считаю, что самое важное для человека, это быть самим собой. И здесь ярким примером для меня служит история Сильвестра Сталлоне. Это невероятный путь человека, который не должен был стать тем, кем он стал. Родовая травма лица, направление на учебу в школу для умственно отсталых детей, ужасный итальянский акцент. За роли в массовках ему платили футболками, его выгоняли со съемок, продюсеры сотни раз закрывали перед ним дверь, и сотни раз он стучался вновь. Его бросила жена, он убирал клетки со львами и продал свою собаку за 50 долларов. А потом он написал «Рокки».

Вот это целеполагание. Вот это целостность. Вот это внутреннее лидерство. Это настоящее умение чувствовать свою цель. Это история про то, что человек идет наперекор всем не потому, что он революционер, а потому что он хочет быть самим собой. Не предавать себя и быть собой – очень сложно. У Сталлоне это получилось блистательно. Его историю, на мой взгляд, должен знать каждый бизнесмен, предприниматель, человек.

Вместе мы сильнее

Российский Бизнес-Форум «Атланты» – это место силы и энергии. Это место, где собираются мощные и нетривиально мыслящие люди. Они готовы рисковать, побеждать, дружить, открываться и конкурировать. «Атланты» – это место, куда ты можешь прийти, обогатиться, вложить свой вклад, услышать новые вещи, посмотреть на свои проблемы с разных точек зрения. С другой стороны, Бизнес-Форум «Атланты» – это место, где возможны изменения. Если я и еще 1000 человек хотим одного и того же, у нас схожие мысли – все становится возможным. Мы есть друг у друга. Мы – это сила. Чтобы изменить что-то, нам не надо выходить на улицы. Мы делаем то, что делаем, и это меняет общество, страну, нас.