База знаний Бизнес-сообщества «Атланты»
*— обязательные для заполнения поля
//tesaurus
Максим Фалдин

Максим Фалдин – российский предприниматель, строитель интернет-экономики в России. В 2008 году Максим вместе с партнером основал «Wikimart» – первый российский проект в рамках электронной коммерции. По оценкам банкиров в 2014 году стоимость «Wikimart» составила 150 миллионов долларов, а совокупный оборот компании – порядка 7 миллиардов рублей. С 2014 года Максим Фалдин является основателем и генеральным директором онлайн-магазина детской одежды «Little Gentrys», темп роста которого 74% за 2017 год.

Максим Фалдин окончил экономический факультет Московского Государственного Университета. Получил МВА в Стэнфордской школе бизнеса. Для чтения Максим выбирает непростые книги, а для поддержания физической формы – бокс.

В рубрике «Атланты: по правилам и без» Максим рассказывает об управлении судьбой, о тактике ежа и об успехе в кризис.

Начинать сложно, но интересно

Идея проекта «Wikimart» родилась у меня прямо на лекции во время учебы в Стэнфордской школе бизнеса. Я стал первым, кто создал и развил электронную коммерцию в России. У нас не было конкурентов, но в то же время не было и команды. Мы все начинали с нуля. Было одновременно и трудно, и увлекательно.

Когда акционерная структура «Wikimart» поменялась, я ушел из проекта и решил создать в электронной коммерции что-то свое. Я собрал небольшую команду, и мы придумали идею «премиального детства» – ниша качественных детских товаров. Так родился «Little Gentrys». Тогда же я создал принцип «нишевых вертикалей» – развивать бизнес сначала в одной категории товаров, а затем на его прибыли создавать следующий интернет-магазин, но в другой специализации.

Мы запускались в сложный кризисный период, но страшно не было. Я вообще заметил, что все хорошие успешные компании рождаются в непростые времена.

Я это делать не готов

Любое развитие циклично. В том числе и развитие предпринимателя. Каждые пять-семь лет практически у каждого бизнесмена происходит перезагрузка. У меня есть определенные правила построения бизнеса, но они не постоянны. Установки меняются вместе с моими мыслями, целями и ростом. Так, например, со временем я понял, что не готов больше делать инвесторский бизнес. Хотя это хорошая и понятная модель. Ты привлекаешь инвесторские деньги, делаешь бизнес и получаешь сравнительно небольшой «продюсерский» гонорар. Это хороший способ быстро стать предпринимателем и сделать себе имя. Но еще раз я это делать не готов. Другое дело, когда ты контролирующий акционер. Ты сам все создаешь. Это дает свободу действий, но при этом ограничивает ресурсы.

Счастье не в деньгах

В конце 2010 года одна крупная международная компания предложила нам продать «Wikimart» за 20 миллионов долларов. Мы хорошо понимали, что если поторгуемся, то можем получить и 30 миллионов. Но наша команда так верила в проект, в его развитие, что мы с легкостью отказались от этого выгодного предложения. Для меня счастье не в деньгах, а в том, как ты их зарабатываешь.

Чужой успех вдохновляет

Мне нравится наблюдать за успехами других. Это меня вдохновляет. Конечно, в этом есть нотка соперничества, но позитивного и здорового. Я рад, когда у людей все получается. Тогда я убеждаюсь, что рост безграничен.

Я в свою очередь хочу вдохновлять мою команду и быть для нее примером. Есть четыре способа коммуницировать: написать, сказать, услышать, показать своим примером. Люди обычно используют именно эту последовательность. А по важности этот порядок идет с конца. Говорить одно, а делать другое не действенно.

Я верю в судьбу, которую выбираю сам

В моей жизни не было ни одного поворотного события, изменившего мой путь. Я вообще не верю в то, что обстоятельства могут изменить нашу судьбу. Мы все в результате придем туда, куда должны. Помните, как у Паоло Коэльо в «Алхимике»? Его герой много странствовал, но все равно вернулся на свой родной пустырь возле храма, где в итоге случилось все самое важное в его жизни.

При этом я не могу назвать себя стопроцентным фаталистом. Скорее я верю в свой путь, который выбираю сам. Судьба – это не один вариант развития событий. Это целый спектр, из которого мы берем то, что подходит именно нам. Я не стал тем, кем являюсь сейчас, если бы повторял чужие пути, а не шел своим.

Не у каждого хватит пороха это прочитать

Я много читаю. Мне очень нравятся книги по бизнесу, написанные от первого лица. Например, есть очень интересная книга «Zero to One» американского предпринимателя Питера Тиля. В ней каждая глава – это кладезь ценных мыслей. Мне запомнилась идея о том, что твое самое главное решение важнее всех остальных, второе – важнее всех остальных оставшихся. Именно эти решения на 90% определяют твою жизнь.

Огромное впечатление произвела на меня книга «Антихрупкость» Нассима Николаса Талеба. Это очень глубокая вещь. Думаю, не у каждого хватит пороха ее прочитать. Главная мысль в том, что ничего нельзя предсказать, но можно ко всему подготовиться. Автор делит все в этом мире на две категории: «хрупкие» и «антихрупкие». «Хрупкие» ломаются под влиянием любых изменений. «Антихрупкие» не только устойчивы к переменам, но и совершенствуются благодаря им. Это сильный класс, целая система, которая мало изучена.

Бокс – это микромодель нашей жизни

Кто-то считает, что жизнь – это шахматы, кто-то – покер. А я думаю, что жизнь – это бокс. Я давно занимаюсь этим видом спорта. Он заряжает и примиряет меня с действительностью.

В боксе, как и в жизни, не бывает одной стратегии. Джим Коллинз в одной из книг упомянул концепцию ежа: этот зверь всегда использует единственную тактику защиты – скручивается в клубок и выпускает иголки. Это работает, но я уверен, что у человека должен быть целый набор своих тактик. Более того, со временем их количество должно только увеличиваться.

Бизнес-Форум «Атланты» - правильная пропаганда

Я большой поклонник «Атлантов» и активно помогаю команде складывать и организовывать очередной Бизнес-Форум. Его польза, как минимум, в пропаганде предпринимательства и продвижении правильного образа жизни. Такого, знаете, активного экономического и «бизнесового» строительства своей жизни.